Большинство детей доверчивы и легко идут на контакт с незнакомыми людьми. Нередки случаи, когда
злоумышленники просто уводят будущих жертв с детских площадок. Задача родителей – защитить малыша от опасных
незнакомцев. А для этого необходимо научить его правильно реагировать на
внимание с их стороны.
Когда начинать разговор о поведении с незнакомцами?
Рассказывать
ребёнку о рисках, связанных с незнакомыми людьми, можно в любом возрасте. Но
понять вас и адекватно применить полученные знания на практике он сможет
примерно в три года. В этом возрасте ребёнок уже способен рассуждать, но ещё
очень наивен и доверчив. Проще всего запретить любое
общение с незнакомцами в ваше отсутствие. Нужно объяснить, что, когда вы рядом,
малыш в безопасности и может говорить с кем хочет. Если вас нет – разговаривать
и тем более уходить с кем-то опасно.
Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка, что за плохое поведение
его заберёт дядька с мешком или Баба-Яга. В случае, если его реально схватит
незнакомец, он может перепугаться и не сообразить, что делать или же воспринять
похищение как наказание за непослушание, и даже не пытаться освободиться.
Детям младшего возраста бывает сложно воспринимать серьёзную
информацию на слух. Чтобы малыш запомнил, как правильно себя вести, наиболее
опасные ситуации можно изобразить в игровой форме. Для этого родители могут
сами изобразить похитителей или поиграть в куклы с ребёнком.
Какие ситуации опасны для ребёнка
Большинство детей даже относительно взрослых, в 6-8 лет
наивно верят, что опасные незнакомцы бывают страшными и с самого начала кажутся
подозрительными. Объясните, что злоумышленник может быть вполне симпатичным и
даже одногодком малыша. Поэтому опасно не только, когда ребёнка хватают и тащат
в неизвестном направлении, но и когда:
·
Предлагают покататься
на машине или сходить купить конфет;
·
Просят помочь поймать
потерявшегося котёнка или показать нужный дом;
·
Звонят в дверь и
просят открыть от имени электрика, сантехника и т.д.;
·
Рассказывают, что мама
задержалась и попросила коллегу или друга забрать ребёнка с площадки или школы.
Ребёнок должен понимать, что любое общение с незнакомыми людьми
потенциально опасно, поэтому всегда надо следовать указаниям родителей в такой
ситуации.
Правила поведения ребенка с незнакомыми людьми
Каждый ребёнок, который хоть на минуту остаётся без
присмотра родителей или других взрослых, должен знать правила, которые помогут
ему избежать опасности при общении с незнакомцами:
·
Никогда и никуда не
ходить с незнакомыми людьми. Речь идёт не только о взрослых, это могут быть и
дети. Если новый мальчик на детской
площадке рассказывает, что в соседнем дворе веселее и предлагает сходить
посмотреть, необходимо отказаться. Если незнакомая девочка говорит, что боится
пройти мимо собаки возле дома и просит проводить, не надо этого делать.
·
Ни за что не открывать
дверь незнакомцам. Кем бы они ни представлялись и что бы они не говорили,
необходимо немедленно позвонить родителями и рассказать об этом. Если дома есть
соседи, можно позвонить им и попросить разобраться.
·
Не разрешать
незнакомым людям прикасаться к себе. Если человек приближается или протягивает
руку, лучше немедленно убегать.
·
Не подходить к чужим
автомобилям и тем более не садиться в них. Если водитель или пассажир просят
показать дорогу, сделать это можно, указав направление рукой издалека.
Все родители стараются вырастить детей добрыми и отзывчивыми. Но
ради его безопасности надо рассказать ребёнку, что он не обязан помогать
незнакомому человеку, даже если этого требует общественная мораль. Например, милая старушка просит помочь
ей донести покупки в соседний дом. Конечно, хорошо воспитанный ребёнок захочет
помочь бабушке. Но гораздо безопаснее будет посоветовать пожилой женщине
попросить помощи у кого-то из взрослых и позвонить родителям, отойдя на
безопасное расстояние.
Ребёнок должен чётко запомнить алгоритм действий в случае, если
с ним заговорит незнакомец:
·
Оценка ситуации.
Ребёнок должен знать, что любой незнакомец потенциально опасен. Но, если он
находится в хорошо знакомом месте и родители рядом, а человек не делает попыток
приблизиться, можно не паниковать раньше времени.
·
Соблюдение дистанции.
Обычно более-менее безопасным считают расстояние в два метра. Покажите ребенку,
сколько это, отмерив сантиметровой лентой на полу, и объясните, что, если
человек приближается, необходимо отходить или убегать от него.
·
Прекращение общения.
Большинство злоумышленников – неплохие психологи, они умеют найти подход к
ребёнку и заговорить его, усыпив бдительность. Поэтому на любые попытки завести
разговор дети должны отвечать «Сейчас спрошу у родителей» или что-то подобное,
отходить на безопасное расстояние и/или звать взрослых.
·
Уход. Если незнакомец
пытается навязать общение или увести ребёнка, он должен немедленно прекратить
разговор и покинуть опасное место. Но делать это надо осторожно. Если для того,
чтобы попасть домой, ребёнку надо зайти в пустой подъезд, тёмную подворотню и
т.д., лучше не рисковать, а подойти к знакомым взрослым и рассказать о
ситуации. Если поблизости нет никого знакомого, можно попросить помощи у
полицейского, охранника или продавца в магазине, любого, кто явно не связан с
предполагаемым злоумышленником.
Самое опасное – если злоумышленник уже схватил ребёнка и тащит.
Расскажите, что в этом случае надо не только стараться освободиться любыми
способами, но и звать на помощь. Обязательно надо кричать, что это чужой
человек, и он ребёнка похищает, в противном случае окружающие могут расценить это как шутку или семейную сцену.
Постарайтесь как можно понятнее рассказать ребёнку о
подстерегающих его опасностях. Это не значит запугать, надо предупредить и
подготовить. Помните, что ваш рассказ может спасти ребёнку жизнь.