Внеклассного мероприятия для начальных классов на тему:
Путешествие в страну « Устное народное творчество».
Цель: формировать знания об устном народном творчестве.
Задачи:
Образовательные:
• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского
народного творчества.
• развивать познавательную активность
обучающихся, память, внимание, мышление;
• воспитывать положительную учебную мотивацию;
• доброжелательное отношение друг к другу.
Методы: словесный, наглядный,
практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная,
коллективная, групповая, игровая.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
- Каждый человек должен любить, уважать традиции,
культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…
- Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для
этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Кто из
вас знает, что такое «Устное народное творчество»?
Устное народное творчество - это «народная
мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и
печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и
пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли
талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения
никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и
дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки
своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали
своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть,
для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней,
пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это
переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки
к внукам.
Вот
почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются
устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал
- поэтому творчество.
Целыми веками жили эти произведения в народной
памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного
народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем
читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в
страну «Устное народное творчество». Мы разделимся на 3 команды . Не забывайте,
работать в команде вы должны дружно, помогать друг другу. Тогда все препятствия
мы преодолеем.
2. Основная часть.
1 остановка: Пословицы.
«Без пословицы не проживёшь», – говорит
старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались задолго
до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем
родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее,
остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных
пословицах отразились все стороны жизни народа.
Предлагаю вашему вниманию конкурс «Паутина
пословиц». Каждая команда получает конверт с заданием. Нужно соединить начало и
конец пословицы.
1 команда
Нет друга - ищи , а нашёл - береги.
2 команда
Труд кормит, а лень портит.
3 команда
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Конкурс «Закончите пословицы».
1 команда
Старый друг лучше…(новых двух).
2 команда
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)
3 команда
Ученье свет, …(а неученье тьма).
2 остановка: Поговорки
Каждая команда получает конверт с заданием. Вам нужно найти конец поговорки
на картинке.
Труслив как… заяц.
Хитёр как… лиса.
Голоден как… волк.
Здоров как..бык.
Грязный как..свинья.
Колючий как…ёж.
3 остановка: Скороговорки
- Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не
все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или
чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение
труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с
первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и
слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех
скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
- Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые
из них.
Скороговорки:
1
команда:
1)Все бобры для своих бобрят добры.
2)Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
2
команда
1)Иней лег на ветви ели
Иглы за ночь побелели.
2)Слишком много ножек у сороконожек
3
команда:
1)Белые бараны били в барабаны.
2)Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
4 остановка: Загадки.
-Ум, знания, сообразительность подрастающий
ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный
вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для
загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание,
отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.
- Предлагаем вам конкурс «Загадочная загадка».
1. Тёплый, мягкий и
блестящий,
С тёмной корочкой хрустящей.
Спросим мы у детушек-
Что же это? ( хлебушек)
2. Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нём так много разных дыр.
Догадались? Это…( сыр)
3. Что за белая водица
С фермы к нам в бидонах мчится?
Мы ответ нашли легко.
Это просто….( молоко).
4. В белом мешочке жёлтый камушек (
яйцо)
5. Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок
Получили мы... (творог)
6. Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? ( каша).
5 остановка: Русские народные сказки.
В сказках наши предки передавали свои
представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь
народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна
древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось
храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы,
рыбы, которые помогают людям.
А сейчас мы попадем на самую любимую всеми
остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые.
Проверим, как вы знаете сказки.
1 конкурс « Назови сказку» по иллюстрации.
Дети отгадывают название сказки по иллюстрации.
2 конкурс. «Узнай сказку и её героев»
Сказки просят:
- А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
1) Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то!
(«Волк и семеро козлят»)
2) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!
(«Гуси – лебеди)
3) Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…
(«Лиса и журавль»)
4) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!..
(«Снегурочка»)
5) Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
( «Колобок».)
6) Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
( «По щучьему веленью» )
3.Конкурс
Капитаны должны вставить в названия сказок
пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые)
Кто из капитанов выполнит задание правильно и
быстро..
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не
знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван – царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша,
Алёнушка, глаза.
Следующее задание « Исправь ошибку»
По-собачьему велению.
Иван-царевич и зелёный волк.
Мальчик с кулачок.
3. Итог занятия
-
Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше
путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к
малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти
интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным
народным творчеством.
Большое спасибо всем участникам!