«Хотите ли вы не хотите ли,
но дело товарищи в том,
что прежде всего мы родители,
а все остальное потом!»
Р. Рождественский
Безопасность
детей – вопрос, волнующий каждого родителя. Совершенно очевидно, что
проблемы, которые в наше время стоят перед родителями, стали гораздо сложнее.
Как защитить ребенка, обезопасить его от физической и психологической травмы?
Вопрос неоднозначный и требует глубокого подхода с точки зрения возраста,
пола,окружения наших детей и многих других факторов.
Первая и тревожна проблема – преступность подростков и
жестокое обращение с детьми.
Согласно статистическим данным большая часть
правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, происходит вечером или в
ночное время суток. К сожалению, не все родители интересуются, где находятся и
чем заняты их дети. Именно с целью снижения рисков преступлений было введено
ограничение пребывания несовершеннолетних в общественных местах в ночное время
суток без сопровождения родителей, и, как показывает практика, это оказалась
необходимая и эффективная мера. Ответственность за ребенка в первую очередь
лежит на родителях, в случаях недобросовестного и халатного отношения к своим
родительским обязанностям нерадивые родители должны привлекаться к
административной ответственности.
В настоящее время особое значение приобретает
информационная безопасность детей. Двадцать
первый век – эра высоких технологий. Возможность общаться, получать доступ к
информации, делиться своими знаниями – всё это очевидные преимущества. Но не
стоит забывать и об обратной стороне медали, ведь высокий уровень свободы
требует соответствующего уровня личной ответственности.
Закон устанавливает правила медиа-безопасности
детей при обороте на территории Казахстана продукции средств массовой
информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей,
социальных сетях. . Однако, основная нагрузка на защиту детей от вредного
воздействия информации ложится на родителей. Только их внимание и неравнодушие,
принципы воспитания и семейные ценности в достаточной мере оградят детей от
недопустимого влияния. Сегодня формирование личности детей, их установок,
мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит на стыке
виртуального мира и реальности. Подростки «живут» в мире интернета и цифровых
технологий: оформляя страницы и общаясь в блогах, социальных сетях, обмениваясь
информацией через сервисы мгновенных сообщений и электронные энциклопедии,
участвуя в сетевых играх и сообществах игроков.
Риски, с которыми дети могут столкнуться в
интернете, имеют свою специфику, однако они не менее значимы, нежели опасности
реального мира, прежде всего потому, что у детей нет четкого разделения между
жизнью, отношениями и связями в онлайне и офлайне. Подростки в интернете сталкиваются
с теми же рисками, что встречаются им в обществе. В реальной жизни угрозы
достаточно локализованы – они могут исходить от родственников, сверстников,
знакомых из ближайшего окружения. В сетевом же пространстве угрозы могут
исходить от кого угодно и откуда угодно – без географической или какой-то
другой привязки.
В связи с этим необходимо направить все
усилия на защиту детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию
Уважаемые родители! В Ваших руках безопасность
Ваших детей! Если в школах контроль за медиа-безопасностью при работе с
интернетом ведется, и это, с недавнего времени, одна из первоочередных задач,
то дома зачастую какой-либо контроль со стороны родителей отсутствует.
Обязательно установите на домашний компьютер программу-фильтр, которая оградит
Вашего ребенка от нежелательных интернет-угроз.
Кроме перечисленных выше рисков, которые относятся больше к
просвещению и воспитанию взрослых, как основных гарантов безопасности детей,
есть еще бытовые риски: дорога от дома до школы, травмы, неосторожность. Какие
меры предпринимаются в этом направлении?
В нашей школе составлен план работы по
предупреждению правонарушений. На классных часах проводятся обязательные занятия
и уроки по основам безопасности жизнедеятельности с отработкой необходимых
умений и навыков. Мы учим своих детей не подходить близко к огню,
электричеству, не брать в руки опасные предметы, не подниматься высоко, быть
осторожными вне дома. Стараемся создать для детей безопасную среду дома и в
образовательных учреждениях. Но одно дело - обеспечивать безопасность, другое
дело – научить детей соблюдать правила личной безопасности в повседневной жизни
в любой ситуации. Наши дети рано ли поздно вырастают, и подходит время
когда мы вынуждены их оставить одних дома, когда им необходимо адаптироваться к
внешней среде, быть одному, без старших. И каждый родитель обязан подготовить
ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной
безопасности.
Уважаемые родители! Все вместе мы должны
обеспечить безопасность детского пространства. Пройдите с ребенком путь от дома
до школы, покажите все опасные места, научите ребенка, как действовать при
экстренных ситуациях (на кого-то напала собака, кто-то ушибся, происходит
драка, появилась опасная компания и др.). Ребенок должен знать телефоны
экстренных служб, должен обязательно позвонить родителям, вернуться домой,
отойти в безопасное место. Эти действия необходимо отработать с детьми.
Отдельно хотелось бы обозначить проблему
детского дорожно-транспортного травматизма. Вначале учебного года в школе
проводятся по обучение детей навыкам безопасного поведения на проезжей части,
соблюдению правил дорожного движения. Особую тревогу вызывает рост дорожно-транспортных
происшествий (в 3 раза!) во время игры детей на проезжей части.
Одна из важных задач родителей - организация досуга детей
во внеурочное время, вовлечение детей и подростков в культурно-досуговую
деятельность.
Один из способов организации досуга детей – это
занятия в кружках или секциях. Действительно, кружки и секции нередко являются
единственным способом организовать время ребёнка, подростка после школы. У
ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь
беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки
(например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или
пристраститься к игре на компьютере). Согласитесь, в кружке под присмотром
руководителя ребенок в большей безопасности. Да и, кроме того, занятия в
кружках, секциях – это смена вида деятельности, смена стиля общения, смена
круга общения, смена обстановки. Занятия в кружке, секции – это общение для
замкнутых, стеснительных, неуверенных в себе детей. Занятия в кружке, секции
способствуют формированию ответственности, самостоятельности, развитию
способностей, повышению самооценки.