Внеклассное мероприятие по химии для
8-10 классов
Интеллектуальная игра по химии «Что?
Где? Когда?»
Цель: расширить
кругозор учащихся; повышение
устойчивого познавательного интереса учащихся к химии и развитие их творческих
способностей; расширить кругозор учащихся;
Задачи:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания
учащихся по химии. Повышение познавательного интереса к предмету изучения химии;
Развивающая: развивать умения выстраивать цепь
логических суждений; умения обобщать и делать выводы. Развитие логического мышления
Воспитательная: воспитывать коммуникативные
способности , воспитание положительного
отношения к знаниям, ответственность
за выполненную работу, самокритичность, умение выступать перед аудиторией. любознательности, волю к победе.
Девиз: «Будущего скакуна ищи среди жеребят, будущего
мудреца – среди сегодняшних ребят». (Казахская пословица)
Реквизиты: игровой стол, разделенный на
сектора, волчок, секундомер, гонг, черный ящик,
кальций,вода , поваренная соль.
Правила игры: интеллектуальная игра «Что? Где?
Когда?» проводится в рамках предметной недели по химии . Из 8–10-х классов выдвигается лучшие
ученики - команда 6 человек. Игра идет до 8 очков. На обдумывание каждого
вопроса дается две минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко,
а за не полный 0,5 очка. Если правильного ответа нет, отвечает автор вопроса и
тогда он получает 1 очко. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы. На
игровом столе 15 вопросов, 16-й сектор – музыкальная пауза. В блиц–вопросе
на обдумывание дается по 30 секунд на каждый вопрос. Играет вопрос,
на который показала стрелка волчка.
Проведение игры. Уважаемые гости ! Учащиеся! Я приветствую вас на
интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Разрешите
открыть наш вечер, посвященный химии. Я желаю всем вам успехов!
Против Вас сегодня играет учитель химии. Итак,
приглашаются знатоки Сверчук Я -8 класс,Тасбулатова Д-8класс, Калугина Е- 8
класс,Аутаева М-9 класс,Ткачёва И-9 класс,Горбунов Т-10 класс. Интересы знатоков будет защищать руководитель
МО ЕМЦ учитель математики Соколовская Л.И.. Интересы зрителей, приславших
вопросы, защищает завуч по воспитательной работе, учитель музыки – Малофеева
О.В.Игра начинается. Гонг.
Содержание игры:
Вопросы:
1.
Ночью на кладбищах можно наблюдать голубые мерцающие огоньки. Они как бы
блуждают, перемещаясь между могилами.Если человек пройдет мимо этого огня, то
он, захваченный потоком воздуха, может перемещаться за человеком. С этими
огнями религия связывала представление об умерших. Что же это за явление с
точки зрения науки? Что собой представляют блуждающие огни на кладбищах?
Ответ: В
состав человеческого организма входят белки, содержащие фосфор. Во время
гниения тела сквозь поры почвы выделяется пара жидкой соединения фосфора с
водородом — Р2Н4, что уже при обычной температуре
загорается на воздухе и горит голубым огнем. От легкого ветра огни плывут,
движутся.
2.Он любил переплетать книги и делать чемоданы. Однажды он
покупал материал для работы. Кто-то спросил: «Кто это такой?» - «Неужели вы не
знаете? – ответил продавец . – Их все знают – это известный чемоданных дел
мастер, господин…» Внимание вопрос, какого великого химика имел в виду
продавец?
Ответ
:(Д.И. Менделеев)
3. Ведущий: 1.В 1700
году Петр I заменил серебряные монеты на монеты из этого металла. Он входит в
число жизненно важных микроэлементов, участвует в процессе фотосинтеза и
усвоения растениями азота. С помощью этого металла 5 тыс. лет назад
соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса, а в 19 веке статую свободы в Америке.
По электропроводности он занимает второе место после серебра. Со временем
изделия из этого металла покрываются темно-зеленой пленкой. В чистом виде этот
метал –тягучий, вязкий, красного цвета. Внимание вопрос, назовите металл?
(Ответ: Медь).
4. Могут
ли взрываться зерно, сахар и уголь?
Ответ :В
обычном состоянии зерно сахар и уголь не взрываются, но очень мелкая мучная,
сахарная и угольная пыль сильно взрываются от малейшей искры и могут повлечь
большие жертвы на производстве. Угольная пыль так же страшна на шахтах,
как и рудничный газ. 10 г муки или крахмала или 35 г сахара, распыленные в
1 м3 воздуха, является взрывчатой смесью. Достаточно искры, чтобы
произошел страшный взрыв.
5. В древности
некоторые народы ценили этот металл больше, чем золото. Считается, что
он пришелец из космоса. Он и воин, и труженик. Он один из
элементов жизни. Без него человек слаб и немощен, и он вхожу в
состав крови. Этот металл не образую самородков, как золото, поэтому в
древние времена был очень дорогим. В Древнем Риме из этого металла
изготовляли даже обручальные кольца. Внимание вопрос, назовите
металл?
(Ответ: Железо).
6.Он относится к биогенным элементам, входя в состав биополимеров,
хотя при открытии получил название «безжизненный». Простое вещество,
образованное им, - бесцветный газ, не поддерживающий горение. Он очень тяжело
вступает в химические реакции. Пожалуй единственное вещество, реагирующее с ним
при нормальных условиях – литий. Соединение этого элемента с самым легким элементом
в периодической системе – газ, имеющий резкий запах и великолепно
растворяющийся в воде. Внимание вопрос, о каком элементе идет речь?
Ответ
:(Азот)
7. В Индии
неподалеку от Дели, в местечке Шимайхалори, находится огромный
столб-колонна. Самое удивительное, что он вообще не подвержен коррозии и
разрушению. Славы этой колонне добавили также легенды о ее волшебных
целительных свойствах, избавляющих людей от целого ряда болезней. Внимание
вопрос, из какого металла сделан столб?
(Ответ: Это
удивительно, но он сделан из чистого железа. Его высота — 6,7 метров, диаметр
1,37 метра. Наверху столб украшен старинным орнаментом и внешне напоминает
колонну древнего храма. Возможно, этот столб был установлен несколько
тысячелетий назад. В 1739 году в него было выпущено пушечное ядро, не
причинившее столбу ни малейшего вреда. Считается, что прибывшему сюда на
костылях больному достаточно постоять, обняв колонну, 20-30 минут, чтобы
выздороветь).
8.Атомы этого элемента обладают уникальными способностями отдавать и
принимать одинаковое количество электронов, равное номеру его группы. Этот
элемент обязательно входит в состав любого органического вещества. Его атомы в
природе образуют две аллотропные модификации. Одно из веществ - самое твердое в
природе. Другое - используется при производстве канцелярских товаров. Внимание
вопрос, о каком элементе идет речь?
Ответ:(Углерод)
9. Какое вещество
и почему стало причиной гибели одной из арктических экспедиций? Внимание
вопрос, О каком веществе идет речь и что это за экспедиция?
(Ответ: Олово, так как им были запаяны емкости
с горючим. При температуре ниже ~14°С белое олово, обладающее физическими
свойствами металлов, переходит в другую аллотропную модификацию, представляющую
собой порошок. Это явление называют «оловянной чумой» оно и сыграло роковую
роль в судьбе экспедиции. Экспедиция английского полярного исследователя
Роберта Скотта к Южному полюсу)
10. Одерживая
одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток.
Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания.
Обессиленные солдаты взбунтовались, требуя возвращения, домой с полей сражения
и Александр Македонский вынужден был повернуть назад. Но вот что
любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые
воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была
причина заболевания?
(Ответ: Солдаты
греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных.
Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде. Вода из серебряного
сосуда имеет особые свойства: обладает повышенной бактерицидностью.)
11. Внимание!
Блиц – вопрос.
1.Этот металл
известен человеку с древнейших времен, его широко применяют в технике, быту.
Атомы этого металла входят в состав гемоглобина. Внимание вопрос, о каком
металле идет речь?
(Ответ: О железе)
2.Металл,
вызывающий лихорадку. Внимание вопрос, о каком металле идет речь?
(Ответ: Золото)
3.Металл, который
используют служители церкви для получения «святой воды». Внимание вопрос,
о каком металле идет речь?
(Ответ:
Серебро)
12.Черный ящик.Это сложное
вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень не большой
молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Это
вещество – обязательный участник химических реакций, протекающих в живых
организмах. Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери отзывался о нем:
«…Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь». Внимание,
вопрос, что за вещество в черном ящике?
Ответ: (Вода)
13.Как называются вещества, увеличивающие скорость химических
реакций, сами при этом не расходующиеся?
Ответ:(Катализаторы)
14.Чёрный ящик
Аломантия —
гадание, осуществляемое посредством хлорида этого металла, известное еще
древним народам. Этому веществу поставлен памятник в городе Энгельс, его
перевозили на быках. Летальная доза для человека 3 грамма на 1 килограмм массы
тела. Внимание, вопрос, о соединении, какого металла идет речь? Что в черном
ящике?
(Ответ:
Хлорид натрия или пищевая соль. В Древней Руси соль клали в церкви под престол,
считая, что она получает при этом целебную силу. Соль, по фольклорным поверьям,
вещество магическое. Недаром раньше клялись на соль, просыпали соль «к ссоре»,
закрепляли союзы при помощи соли. Этот необходимый пищевой продукт связан со
многими народными традициями и поверьями, ведь его обеззараживающие свойства
известны еще с древних времен. Долгое время соль, которая добывалась в очень
ограниченных количествах, была очень ценным товаром, приравненным по своей
стоимости к некоторым драгоценным металлам. Да и в нашей стране дорогого гостя
встречают хлебом с солью.
15.Чёрный ящик
Этот самый
«живой» и распространенный металл на Земле. Он есть в речной и морской воде,
обнаружен в растительных и животных организмах. В организме каждого взрослого
человека его более 1,5 кг. Но при его нехватке у человека начинаются тяжелые
заболевания суставов и костей. Внимание вопрос, о каком металле идет речь?
(Ответ: Кальций)
16.Музыкальная пауза.
Во
время музыкальной паузы зрители участвуют в тайном голосовании на номинацию
«Лучший игрок 2017».Награждение победителя.Подведение итогов игры.
Учитель:
Благодарю всех за участие ! Надеюсь, полученные знания пригодятся вам в
дальнейшей учебе и в повседневной жизни.
Без
химии жизни, поверьте, нет,
Без
химии стал бы тусклым весь свет.
С
химией ездим, живем и летаем,
В
разных точках Земли обитаем,
Чистим,
стираем, пятна выводим.
Химией
лечимся, клеим и шьем
С
химией мы бок о бок живем!
Так
что вы без нее пропадете,
Если
значенье ее не поймете!
А
чтобы больше и лучше все знать,
Надо
химию понять!