" Ақмола облысы білім басқармасының  Астрахан ауданы  бойынша білім бөлімінің Новый Колутон ауылының жалпы білім беретін  орта мектебі"  коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
 Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная  школа села Новый Колутон отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Разработка урока "Сон" в 8 классе

05.06.2017

Дата 18.05.17.

Урок 67

Тема: Сон,его значение.

Цель урока: сформировать знания о 

физиологической природе сна и сновидений. Цикличности, изменениях,

происходящих во время сна, и значении в нормальном функционировании мозга .

Задачи:

 Образовательные

– 

изучить  фазы быстрого и

медленного сна . Значение фаз  в

нормальном функционировании нервной системы. Работать с учебным текстом,

выделяя главное

Развивающие –

раскрыть гигиенические требования, обеспечивающие полноценный сон и активное

бодрствование. Сообщать полученную самостоятельно информацию кратко, в

доступной форме

Воспитательные –  несостоятельность предрассудков, связанных с

верой в «вещие сны», необходимость соблюдения правил, предупреждающих нарушения

сна.

 

 Оборудование: таблицы

«Головной мозг человека»; электроэнцефалограмма сна человека;   презентации и видеофильм «10 фактов о сне».Музыка

колыбельная.

Тип урока: комбинированный.

Методическое обеспечение:   словесные:

эвристическая  беседа, самостоятельная

работа, наглядные:  демонстрация с использованием

рисунков и таблиц, слайдов.

Понятия: Биоритм, сон, медленный сон, быстрый сон, сновидения. Летаргия, вещие

сны, электроэнцефалограмма.

Планируемый результат:

Знать: Биологические ритмы. Природа и фазы

сна.

Методы и формы контроля:

устный

опрос: индивидуальный, фронтальный, уплотненный;

проверка:

устный, письменный опрос , самостоятельные практические исследования,

репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа, программированный

контроль: тестовая работа.

План урока

1.    

Организационный

момент

2.    

Проверка ЗУН

3.    

Мотивация к

изучению нового материала

4.    

Изучение нового

материала

5.    

Закрепление и

обобщение нового материала.

6.    

Рефлексия

7.    

Подведение итогов

урока, оценивание результатов, домашнее задание

Ход

урока

1.Организационный момент.2. Актуализация

знаний. Актуализация знаний по изученной теме.

   

Здравствуйте ребята , гости! Я вам говорю «здравствуйте», а это значит,

что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда –  нибудь о том, 

почему в приветствии заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно,

потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы

начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

  

До 1940 г.

под здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали

человека, у которого нет признаков болезни. На самом деле здоровье – это не

только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и

социального благополучия.

2.

Проверка знаний по изученной теме.

Вам было задано

на дом повторить тему «Здоровье человека и окружающая среда» Давайте в виде

викторины проверим ваши знания. Откройте рабочие тетради ,запишите число, тему

урока  "Сон ,его

значение".Эпиграфом к нашему  уроку

я взяла слова великого русского поэта Бориса Пастернака   «Во всем мне хочется дойти до самой сути….»

Викторина.

1.Согласны ли вы, что зарядка – источник

бодрости и здоровья? (да)

2.Верно ли, что жевательная резинка

сохраняет зубы? (нет)

3.Верно ли, что кактусы снимают

излучение от компьютеров? (нет)

4.Верно ли, что от курения ежегодно

погибает более 10 000 человек? (да)

5.Правда ли, что  бананы поднимают настроение? (да)

6.Верно ли, что морковь замедляет

процесс старения организма? (да)

7.Правда ли, что есть безвредные

наркотики? (нет)

8.Отказаться от курения легко? (нет)

9.Правда ли, что молоко полезнее

йогурта? (нет)

10.Взрослые чаще ломают ноги, чем дети?

(да)

11.Правда ли, что недостаток вызывает

депрессию? (да)

12.Правда ли, что летом можно запастись

витаминами на целый год? (да)

13.Правда ли, что детям до 15 лет нельзя

заниматься тяжелой атлетикой? (да)

14.Правда ли, что ежедневно надо

выпивать 2 стакана молока? (да)

15.Правда ли, что ребенку достаточно

спать ночью 8 часов? (да)

Поменялись тетрадями, взяли ручку другого

цвета и проверили работы. На доске 

появляются правильные ответы.

 

 

 

Все, кто дал больше 10 правильных

ответов поставьте себе 5 баллов.

Мы привыкли к тому, что человеку

естественно болеть! А ведь это неверная установка. Давайте изменим установку и

запомним: что человеку естественно быть здоровым! Ученые доказали, что человек

должен жить 150-200 лет! Так, например, древние греки считали, что умереть в 70

лет- это почти то же самое, что умереть в колыбели. Как свидетельствуют

историки, продолжительность жизни древних греков составляла 200 лет. При этом

до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и не седели.

  

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности,

на 5% -  от работы медиков. Остальные 85%

в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от

наших усилий по его укреплению Я вам сейчас предлагаю подсчитать, сколько лет

отпущено вам природой, оценить ваши шансы на долголетие с помощью теста,

составленного американскими медиками.

 

Попробуйте определить свое физическое состояние с помощью опросника.

Внимательно прочтите каждое утверждение. Если ваше ощущение совпадает с его

содержанием, в тетради для ответов напротив соответствующего номера утверждения

поставь ответ «да», в противном случае – «нет». Если затрудняешься с выбором,

поставь оба ответа.

Опросник.

1.    

Я

чувствую себя абсолютно здоровым человеком.

2.    

В

последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился

(-лась) спокойно.

3.    

Я

стал (-ла) вялым (-лой) и безразличным (-ной).

4.    

Мне

трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.

5.    

В

последнее время мне стало труднее учиться.

6.    

У

меня ровный и спокойный характер.

7.    

Меня

мучают боли в висках и во лбу.

8.    

У

меня бывают приступы сердцебиения.

9.    

Мне

трудно сосредоточиться на задании.

10.                      

У

меня иногда возникают ощущения тошноты.

11.                      

У

меня часто болит голова.

12.                      

Мои

учеба, увлечения перестали мне нравиться.

13.                      

Я

постоянно хочу спать днем.

14.                      

Мои

близкие стали замечать, что у меня портится характер.

15.                      

Мне

нравится работать в коллективе.

16.                      

Я

с удовольствием прихожу в школу.

17.                      

У

меня чаще всего беспокойный сон.

18.                      

Я

все время чувствую себя усталым (-ой).

 

 

 

Если получилось более 6 баллов, то это

свидетельствует о наличии начальной    формы

хронического утомления.

Учитель.

Тому,

кто набрал 9 баллов, стоит подумать о более рациональном режиме дня, о снижении

нагрузок, возможно, о нормализации взаимоотношений со сверстниками, родителями.

Если вы заработались или заучились до того, что чувствуете: «Все, больше не

могу!» - нужно открыть кран и … помыть руки. Даже не помыть, а просто подержать

их под прохладной или холодной водой. Конечно, лучше было бы выйти на свежий

воздух, быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений.

  

Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы: настроение из-за этого

неважное, подавленное, порой отчаянное и безнадежное. Естественно, это самым

пагубным образом сказывается на здоровье. Что тут можно посоветовать? Главное –

не зацикливайся на своих неприятностях? Вспоминай о том хорошем, что подарила

тебе жизнь.

Учитель записывает на доске «хорошее

настроение».

Учитель.

Есть

еще одно замечательное средство от стресса – это песня. Когда вам плохо,

попробуйте петь.

 

Одним из способов быть счастливым, считают американцы, - проявлять

физическую активность. Академик И.И.Павлов назвал это «мышечной радостью».

   

Здоровье – не только личное дело каждого человека. Здоровый человек

живет полноценной жизнью приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни

– это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую

активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и

природе. На человека воздействует социальная среда, в которой он живет,

общество в целом, семья, знакомые, сослуживцы. Это происходит на протяжении

всей жизни. Малыши копируют взрослых, для подростков важно мнение сверстников.

Но влияние окружающих может быть не только положительным, но и отрицательным.

 

К сожалению, физический, психический, моральный и экономический ущерб

человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания и такая вредная

привычка, как курение. Все эти пороки, к несчастью, сегодня широко

распространены среди молодежи. Молодые люди порой и не осознают, какой вред

может нанести это их здоровью.

    

О пьянстве сложено немало пословиц и поговорок. Попробуйте объяснить,

как вы понимаете их смысл.

1.Пьянству море по колено, лужа по уши.

2.Что у трезвого на уме – у пьяного на

языке.

3.С хмелем познаться – с честью

расстаться.

4.Пить до дна – не видать добра.

Учитель предлагает дополнить список

пословиц и поговорок.

 

 

 

 

3.Изучение новой темы.

  Послушайте

отрывок из произведения В.Катаева «Сон»

Создание

проблемной ситуации:

«Бойцы

конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды,

голода и зноя прибавилось еще новое – мука борьбы с непреодолимым сном.

…Атака

кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться

со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были намагниченные. Глаза засыпали.

Сердце, налитое кровью, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и

вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на

лоб фуражки.»

Проблемный

вопрос:

Как вы думаете, почему человек и животные

не могут обходиться без сна?

Ответы учащихся:

- восстановить силы

- животным 

пережидают неблагоприятные условия

- работоспособность

отдыхает  организм

- головной мозг отдыхает, когда человек

спит

 

 На доске слова И.П. Павлова: «Нет ничего более

властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция … имеет постоянную

склонность переходить на свойственный ей ритм».-Как вы понимаете эти слова?- Что

такое биологические ритмы?

 Это периодически

повторяющиеся изменения интенсивности и характера процессов жизнедеятельности биологических

систем.-

Что

такое сон?  Учитель выслушивает учащихся и дополняет.

Сон

– одно из важных состояний организма, в котором человек проводит до одной трети

жизни.

Какое

значение в жизни человека имеет сон?По данным одной гипотезы, во время сна происходит

восстановительные обменные процессы в различных тканях организма. Они

направлены на компенсацию истощающего ткани катаболизма (окисление, распад

веществ), который усилен в период бодрствования. сколько в среднем человек

отводит на сон?

 

Ответы учащихся

Зависит ли продолжительность сна от возраста?

До 18 часов спит новорожденный

Подростки около 8 часов

Взрослые не менее 7 часов в сутки

Во сне мы проводим треть своей жизни. Сон

необходим нам как пища и вода. Если человек лишен сна три дня у него резко

падает работоспособность, ухудшается память, нарушается внимание. А если

человек лишен сна в течении 5 дней, у него могут наступить галлюцинации,

сначала слуховые, а затем зрительные. Без сна человек может умереть от нервного

истощения. . Выяснено, что самый длительный период, который человек выдержал

без сна, составил 11 дней. Полностью лишенные сна экспериментальные животные

погибали.

Не случайно в Древнем Китае одна из самых

страшных казней была через лишение человека сна.

У человека сон протекает циклично.

Наука занимающаяся изучением сна называется

сомнологией.

В настоящее время работу головного мозга и

его активность можно зафиксировать при помощи электрического прибора

электроэнцефалографа.

Электроэнцефалограмма - это графическая запись регистрирующая с помощью

электрического прибора биотоки головного мозга, в данном случае в состоянии

бодрствования и сна.

Медленный сон характеризуется

качественным изменением электрической активности мозга и снижением

интенсивности некоторых процессов в организме: снижается мышечный тонус,

становятся регулярными и урежаются дыхание и пульс, отсутствует движение глаз.

При пробуждении после медленного сна человек обычно отмечает, что у него не

было сновидений.  Медленный сон

подразделяется на несколько стадий, отличающихся глубиной сна.

1-я

стадия – это стадия засыпания, или дремоты;

2-я стадия – поверхностный сон;

3-я и 4-я стадии объединяются под названием дельта –

сон. Это наиболее глубокая стадия сна: чтобы прервать ее, разбудить человека на

этой стадии сна, нужны самые сильные звуковые сигналы (раздражители).

 

 Быстрый сон

характеризуется активной деятельностью мозга: на электроэнцефалограмме

появляются быстрые низкоамплитудные ритмы, не отличимые от ритмов активного

бодрствования.

   Во время

быстрого сна усиливается мозговой кровоток. Тонус мышц падает до нуля. Эти

физиологические изменения характерны для этого сна на всем его протяжении.

Кроме них, выделяют проявления, возникающие эпизодически, на разных отрезках

«быстрого» сна. Прежде всего, сюда относятся быстрые движения глазных яблок при

закрытых веках, а также мышечные подергивания, эпизодические подъемы и падения

кровяного давления и др.

  При

пробуждении человека после быстрого сна

здоровые люди, как правило, отмечают, что у них были сновидения (обычно яркие,

преимущественно зрительные образы, фантастические и эмоционально насыщенные).

   Структура

ночного сна в целом определяется соотношением чередующихся медленного и

быстрого сна.

Весь ночной сон состоит из 4-5 циклов.

Период сна

Его характерные особенности

1.Медленный сон

2.Быстрый сон

 

 

  На рисунке учебника учащиеся анализируют

вместе с учителем рисунок «Периоды сна человека в течение ночи», выделяют фазы

медленного и быстрого сна, определяют время самого глубокого и поверхностного

сна, связывая его с жизнью. Глубокие стадии медленного сна – чисто человеческое

приобретение, «артефакт цивилизации».Как вы думаете, с чем это связано?

 Можно ли сон отнести к рефлексам? И какому

типу рефлекса он относится

Как и все безусловные рефлексы, центр сна и

бодрствования находится в стволе головного мозга. Исследования показали,

что сон - это общее торможение клеток головного мозга, во время которого клетки

головного мозга отдыхают. Торможение постепенно распространяется на

значительную часть коры больших полушарий головного мозга.Смена сна и бодрствования

- это повторение природного ритма Земли - смена дня и ночи, к которому

приспособлены все живые организмы. Даже среди людей есть совы и жаворонки.

Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, но а

утром любят подольше поспать.

И наконец сон - это привычка, рефлекс,

выработанный на время, на обстановку

Сновидения поражают 

и волнуют людей. Когда мы говорим о сновидениях, мы, прежде всего, имеем

в виду присутствие в них необычных и фантастических картин. Мы можем встретить

в сновидениях людей, которые давно умерли. Мы попадаем в дальние страны. Мы

разговариваем с животными и становимся обладателями разных чудесных

способностей, совершенно невозможных в нормальном бодрствовании.

   Феномен

сновидений, пожалуй, наиболее загадочная область человеческой психологии. В чем

загадка сновидений?

Вопросы.

-Сколько длится сновидение?

-Могут ли сны быть «вещими»?

-Все люди видят сны? Бывает ли сон без сновидения?

-Почему некоторые люди ходят во сне?

-Видят ли сны слепые люди? Если да, то какими они

могут быть?

-Какова причина сновидений?

-Почему возникают ночные кошмары?

-Почему сны быстро забываются?

-Имеют ли какое – либо значение сновидения?

Просмотр видиофильма 10 фактов о сне.

Закрепление

Однако, к сожалению различные нарушения сна

встречаются достаточно часто, ну и первым из таких нарушений является конечно

бессонница. Бессонница может быть связана со снижением физической активности и

отсутствием физического труда, но такая бессонница в первую очередь поражает

пожилых людей. Но бессонница может быть вызвана не только этим… Ночная работа,

активная ночная жизнь большого города, все это нарушает режимы сна и

бодрствования. Огромное количество информации, которую получает современный

человек за день, все это нарушает нормальное течение нашего сна, в результате

может возникнуть бессонница. Что же нужно делать для того, чтобы сон был

нормальным и за время сна организм мог полностью восстановиться и подготовиться

к следующему дню. Давайте мы с вами попробуем составить правила «Здорового сна»

 

 

 

Работа в парах (составление правил в рабочих

тетрадях)"Правила Здорового сна»

1.    

Придерживаться

режима – сон это часть суточного ритма и поэтому должен начинаться в

определенное время.

2.    

Вечерние часы это

часы отдыха и расслабления – время предшествующее сну не должно быть заполнено

какой либо бурной деятельностью, как то танцами, музыкой, всевозможными

зрелищами какими то физическими упражнениями или нагрузками

В часы перед сном следует избегать тяжелой

пищи, лучше ужинать часа за да до сна.

1.    

Долой кофеин,

алкоголь и никотин, такие напитки как чай, кофе, кока кола, содержат кофеин и

оказывают стимулирующее действие на нервную систему. В результате мы

взбудоражены и не можем уснуть

2.    

Создайте себе

хорошую обстановку для сна. Спать лучше в затемненной, тихой, хорошо

проветриваемой комнате, кровать для сна должна быть достаточно широкой и

удобной. Одежда для сна должна быть свободной и не сковывать движения, подушка

не должна быть слишком высокой и жесткой.

3.    

Необходимо

соблюдать временные рамки сна.

Запомните еще такое правило: Сном как и

пищей нельзя запастись впрок. Избыточный сон так же вреден для организма

как и переедание.Крепкий и здоровый сон обеспечит восстановление

работоспособности головного мозга и предохранит его от чрезмерного

перенапряжения. Недосыпание к сожалению одна из самых частых причин

подростковых неврозов. Еще в далекие времена люди верили снам. Считали, что сны

могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то.

Подготовка к ВОУД .Тест "Сон и его

значение"проверка теста

Что

нового вы сегодня узнали на уроке?

-

изучили физиологию сна

-

узнали значение сна

-

Узнали, что сон, это часть нашего жизненного ритма

-

Узнали, что нужно, чтоб сон был здоровым

Изучили

изменения в организме, которые происходят во время сна.

 

Домашнее

задание. Проработать содержание параграфа ,ответить на

вопросы, выполнить задания к параграфу  и

в Рабочей тетради. Подготовить сообщения «Сновидения. Вещие сны».

Выставление

оценок

Итог

урока

Я желаю вам доброго здоровья, спите

долго ,крепко и помните, что Здоровье - это вершина, на которую человек должен

подняться сам.

Просмотров: 341


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст