Тема: Проверим,
чему мы научились. ( повторение все об имени существительном)
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме
«Имя существительное как часть речи».
Задачи:
1.
Совершенствовать знания учащихся о грамматических признаках имён
существительных, формировать умение определять падеж имён
существительных по вопросу и вспомогательному слову, уметь определять число,
род, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
2.Развивать навык
правильного написания имен существительных, определения грамматических форм,
употребления их в речи;
3.Воспитывать познавательную активность
учащихся, ответственное отношение к учебе.
Оборудование:
наглядность, эпиграф к уроку, солнышко с лучиками, карточки для инд. работы.
Ход урока:
1. Орг. Момент.
2. Психологический настрой:
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Впереди заданий много
Выполнить их надо в срок.
Ты соседу не мешай,
Дисциплину соблюдай.
Мы приветствуем друзей
Наших дорогих гостей.
Настроение
важный момент в нашей жизни. Улыбнитесь друг другу. А теперь мы подарим хорошее настроение и нашим
гостям.
- А девизом нашего урока
будет пословица
«Знание собирается по
капле».
3.
Сообщение темы и задач к уроку.
Сегодня необычный
урок, так, как к нам пришли гости посмотреть, чему мы научились?.Мы повторим,
обобщим все, что изучали об имени существительном, еще раз убедимся в том, что
эти знания необходимы нам в жизни.
На урок к нам заглянуло Солнышко, но ,к
сожалению, оно очень грустное. Ребята , кто скажет почему? Правильно, потому
что без лучиков.
А чтобы они появились, надо их зажечь своей
хорошей работой (после каждого задания на доску прикрепляются лучи), А отметки
сегодня тоже будут необычные: это Лучики нашего Солнышка: желтые –работа без
ошибок, зеленые- 1-2 ошибки, синие – более 2 ошибок. В конце урока посмотрим, какими лучами они
будут светить, потом вместе посчитаем полученную отметку.
- Итак, в добрый путь, успехов ВСЕМ!
4. Запись числа.
Классная работа.
1) Минутка чистописания: Скороговорка
Зоиного
зайку зовут Зазнайка.
-какой
звук ты слышишь чаще других (З)
-Расскажите
всё, что вы знаете о букве З
Прописываем
букву Зз
-составьте
слова, начинающиеся на эту букву.
-к какой
части речи относятся ваши составленные слова?
(повторение
самостоятельных и служебных частей речи)- лучик по ответу уч-ся.
2) Словарная работа:
Горох, помидор, морковь, Байконур, полынь, ромашка,
дирижёр, воробей, трактор, кастрюля.
(взаимопроверка в парах) – лучик по ответу уч-ся.
3) Игра « Узнай»
- Глазки, дубки, арбуз, юбка. (проверочные слова)
- Спешить, шуршит, рыжий, камыши.
- Ёлочка, бочка, булочник, печник.
- Местность, грустный, солнце,
- Дочь, ночь, тишь, печь.
- Хвосты, снежок, лентяй, тропинка. (проверочные
слова)- лучик.
4) «Мозговой штурм»
Вопросы:
- Что обозначает имя существительное?
-На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Какие имена сущ. называются одушевлённые?
- Какие имена сущ.
называются неодушевлённые?
- С какой буквы пишутся собственные имена сущ-ые?
Пример.
- Как изменяются имена сущ-ые? По числам и падежам?
- Приведите примеры? Какого рода бывают имена сущ-ые?
- Сколько падежей в русском языке? - Лучик.
А теперь я проверю , как вы на практике можете
пользоваться правилами, которые вы мне рассказали?
5)Задание в паре-
выбрать из слов только имена сущ-ые и записать в тетрадь.
1 пара- Мороз, колючий, дерево, спит, ветер, большой,
шишка. – лучик
2 пара- Зима, кладовая, гнездо, скачет, мама, еловая, белка. - лучик
3 пара- Гусь, водитель, бежишь, красная, волк, роща. - лучик
4 пара- Ученик, увидел, сосна, новая, газета, ребята. - лучик
Андросов Руслан- карточка. Списать имена существительные:
Зима, гнездо, волк, газета, ученик.
Физминутка.
6)Задание по группам. Отметить на карточке. (подчеркнуть)
1 группа- одушевлённые. –лучик.
Дом, природа, сестра, работа, учитель, Наталья, трамвай, жеребёнок, лес,
мама.
2 группа- неодушевлённые. – лучик.
Море, медведь, стакан,ель, котёнок, коньки, Ольга, шахтёр, берлога,человек.
7) Работа у доски.
Упр 356
- Прочитайте. Назовите тематические группы имён существительных?
Ананас
апельсины
Абрикос бананы
Виноград мандарины
Яблоки лучик
Остальные устно назвать в
каком числе они даны.
8) Задание индивидуальное
. Каждый ученик запишет в тетрадь по два слова, которые относятся к М.р, Ж.р,
Ср.р. – 3 минуты.
Проверка выборочно –
лучик. (3)
9) Упр 353.
Составьте предложения с
помощью картинок. Определи, в каком падеже и каким членом предложения должны
быть сущ-ые?
К кому постучится волк?
Волк постучится (к кому?)
к лисе. – Д.п. – лучик
- Каким членом предложения
дано слово – Волк, к лисе.
Кого ищет кот?
Кот ищет(кого?) мышку.-
В.п. – лучик
- Каким членом предложения
дано слово – Кот, мышку.
К кому стремится лиса?
Лиса стремится (к кому?) к
ягнёнку.-Д.п – лучик.
-
Каким членом предложения дано слово – Лиса, к ягнёнку.
10) Упр 355.
Прочитайте. Какая часть
будет первой, второй. – Работа у доски.
Выписать выделенные слова,
определить падеж, устно поставить в начальную форму.
В клетку- В.п- клетка, с
зерном- Т.п- зерно, морозы – мн.ч- мороз,
на снегу- В.п.- снег. – лучик.
11) Закрепление:
Тест.
1)
Выбери строку, где даны только имена существительные?
А) Гусь, белый, волк.
В) Мальчик, сосна,
автобус.
С) нашёл, пришёл, кот.
2) По каким вариантов даны
только имена существительные Среднего рода:
А) ведро, кольцо, мыло.
В) сыр, машина, окно.
С) Доска, жираф, собака.
3) Одушевлённые имена
сущ-ые:
А)костюм, одежда, кукла.
В) Горох, помидор, птицы.
С) Катя, ученик, сестра.
4) Найдите строку в
Дательном падеже.
А) мышка, лошадь
В) к маме, по лесу
С) к дереву, болото.
5) В какой строке нужен
мягкий знак?
А) луч., плащ.
В) калач., ключ.
С)
ноч., дич..
Ключ:
взаимопроверка
1)
В
2)
А
3)
С
4)
В
5)
С
Рефлексия:
- Какая пословица
звучала в начале урока?
- Вы набрали сегодня
хоть капельку знаний? /Да/.
- Конечно, с каждым днем
вы приобретаете знания, делаете шажок вперед, и если что-то не получается – не
огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением.
Если понравился урок
похлопайте в ладоши, если не понравился потопай ножками.
Д.з стр 157 упр 352
Спасибо за урок.
У кого какого цвета было
больше. Как вы оцените себя на уроке?
Как кто работал.
Выставление оценок.