Урок 6 класс
Тема Атмосферные осадки.
Цель урока: Сформировать знания об атмосферных осадков и их видах;
Задачи:
1) Формировать представление о
различных атмосферных осадках
2) Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения:
словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: Физическая карта мира. Видео «Топ необычных осадков», отрывок из
мультфильма «Роса». Бумага для постеров, фотографии для выполнения групповой
работы, задания, стикеры
Ход урока
I.Организационный
момент. Приветствие. Выявление отсутствующих. Психологический настрой. Деление
на группы (стикеры с названиями 3 видов облаков)
II.Проверка
домашнего задания.
1.
Чем различаются
туман и облака?
2.
Что
такое облачность – степень затянутости неба облаками, измеряется в
баллах от 0 до 10 баллов; на метеостанциях наблюдают за формой, высотой и
степенью облачности; фотоснимки искусственных спутников)
3. Количество водяного пара, содержащееся в 1 куб. м.
воздуха.
4. Отношение количества водяного пара, находящегося в
воздухе, к возможному содержанию водяного пара при данной температуре.
5. Самые высокие облака.
6. Главная причина образования облаков.
7. Прибор для измерения влажности воздуха.
III.
Творческая работа
3.Какие
облака образуются в теплое время года? Найти соответствия между видами облаков и их
образованием (в группе) проверка
4проверка творческого задания (подбор загадок об облаках,
тумане и осадках, изготовление книжек-малышек) Проблемный вопрос: как назвать одним словом все слова -отгадки? Можете ли
назвать тему урока?
IV.Подготовка
к объяснению новой темы. Написать на доске и в тетрадях число и тему урока, объяснить цели урока.
V.Работа над
новой темой.
1. Запись в тетрадь: атмосферные осадки – это вся вода, выпадающая на поверхность земли из
атмосферы в жидком или твердом состоянии. Можете ли назвать какие –либо осадки? А бывают ли другие? По какой причине выпадают осадки?
1. групповая работа. Каждая группа получает задание,
изучает его, составляет постер. (бумага для постера, фломастеры, картинки, из
которых нужно выбрать только те, которые относятся к заданию. Использование
материала параграфа)
Взаимообучение.
Критерии оценивания работы: читаемость, понятное объяснение, полнота
ответа, участие в работе всех членов группы.
1.
Виды осадков (диаметр капелек воды в облаках 0,01 мм, при их слиянии – дождь; восходящие потоки воздуха
поднимают влагу из облаков на большую высоту, та превращается в град, размеры градинок зависят от силы
воздушного потока; вред от града; зимой на большой высоте в облаках капельки
воды превращаются в снег).
2.Влага, оседающая из нижних слоев атмосферы (роса
– при охлаждении воздуха от соприкосновения с землей; иней – образуется при таких же условиях зимой; изморозь – при густом тумане на холодных поверхностях)
3.Измерение осадков (измеряются в мм с помощью
осадкомера – на высоте 2 м
– цилиндр со специальной защитой, мерный стакан, 10 делений – 1 мм, измеряют 2 раза в сутки;
снег растаивают и измеряют; каждые 10 дней измеряют толщину снежного покрова с
помощью снегомерной рейки – для чего?)пример
построения диаграммы осадков
VI.
Физминутка.
VII. Просмотр отрывка из мультфильма «Роса». Как бы вы ответили на вопрос друзей?
Записывают в тетрадях.
Обсуждаем.
VIII.Объяснение
учителя. 1.Исчисление количества осадков (высчитывают за сутки, месяц,
год, среднегодовое количество осадков в Алмате – 629 мм, в Астане – 411 мм, в среднем на земле выпадает около 1000 мм в
год. вблизи экватора – более 2000
мм, наибольшее количество – на Гавайях и в Черапунджи – 12000 мм; половина всех
осадков между широтами от 20 до 20 градуса; в тропиках и на полюсах
мало, в умеренных широтах – больше; показ на карте. Распределение осадков зависит от близости океана, от ветров,
от рельефа.). Работа с картой.
2. Испарение и испаряемость (степень
влажности – соотношение количества осадков и испаряемости; испарение – переход из
жидкого в газообразное состояние; испаряемость – возможность
образования пара при достаточном количестве осадков; соответствуют друг другу
на открытой водной поверхности, при достаточном количестве осадков и низкой
температуре воздуха; в нашей местности осадков 400 мм, а может испариться (испаряемость) 1000 мм, а испарение составляет 100 мм; в полярных областях
испарение низкое) понятия вывесить на доске
IX.
Закрепление.
В сказках дожди бывают морковные, грибные,
земляничные. А бывают ли кислотные дожди?
Просмотр видео. Ответ на
вопрос. Ответы на вопросы учебника.
Как вы считаете- атмосферные осадки – наши друзья или враги?
X. Домашнее
задание параграф 32, пересказ, ответы
на вопросы. Придумать сказку «Путешествие дождинки» (снежинки)
XI. Рефлексия.Итоги урока.