Тема: Повторение
изученного об имени прилагательном
Цель: актуализировать и обобщить знания по
изученной теме.
Задачи:
1) образовательные:
- совершенствование знаний об имени прилагательном.
- совершенствовать умение определять род, число, падеж
имени прилагательного;
2) развивающие:
- развитие коммуникативных навыков;
- активизировать познавательную деятельность через
групповую форму работы.
3) воспитательные:
- воспитывать культуру взаимоотношений;
- воспитывать любовь к русскому языку;
4) здоровьесберегающие:
- воспитывать внимательное отношение друг к другу;
- не допускать перегрузок уч-ся, используя смену видов
деятельности.
Тип урока: урок-обобщение
Форма: традиционная, фронтальная, индивидуальная,
парная, групповая, проблемно - поисковый, объяснительно - иллюстративный,
словесные, работа с книгой, практические, использование ИКТ.
Оборудование: учебник , презентация словарных
слов, карточки-заготовки электронные физкультминутки .
Ход
урока:
1.Организация начала занятия.
-Здравствуй,
солнце золотое!
-Здравствуй, небо голубое!
-Здравствуй, вольный ветерок!
-Здравствуй, маленький дубок!
Все растет в родном краю!
Всех я вас приветствую!
- Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня , ребята, вас ожидает много интересных
заданий, новых открытий.
- Я надеюсь, что вы будете моими хорошими
помощниками; умными собеседниками и внимательными слушателями.
Всех учащихся приглашаю в круг.
– Какое настроение у Вас сегодня?
(весёлое,
радостное, хорошее, бодрое, замечательное).
–
Какую часть речи вы употребили?
2. Постановка темы и целей
урока.
- Мы заканчиваем изучение большой и интересной
темы «Имя прилагательное».Сегодня у нас обобщающий урок.
ЦЕЛИ нашего урока.
(Будем повторять все, что знаем об имени
прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях
имен прилагательных, обобщим все наши знания.)
3.
Деление на группы
У
каждого на карточке слово. У кого цвет в 1 группу, качество человека во 2
группу.
1
группа- красный, жёлтое, синий, белая,
зеленое.
2 группа- добрый,
умная, доброжелательный, справедливый,
вежливая.
Каждая группа
садятся на свои места.
4.
Запись числа. Минутка чистописания.
Ая яя
Ое ее
Ый ий
- Что напоминают
вам эти соединения? Почему я выбрала
именно эти соединения?
(ответы уч-ся:
окончания прил-ых)
- Хорошо придумай слова Жр, Ср.р, М.р. – колл. работа.
-Словарная работа: Астана, апельсин, болото, лягушка,
верблюд, малина, стакан, хоккей, крапива, вокзал.
Инд. работа –
Андросов Р.- карточка со словарными словами.
-Проверка
словарных слов (парная работа) -
презентация.
- Подберите
имена прилагательные к каждому слову?У доски каждый ученик пишет свое слово.
(по цепочке) –колл..
работа
Молодая,
оранжевый, опасное, скользкая, одногорбый, красная, стеклянный, интересный,
колючая, автобусный.
5. А теперь
посмотрим, что вы знаете об имени прилагательном?
Каждая группа
отвечают на вопросы?
1
группа:
- На какие
вопросы отвечают имена прилагательные?
- Как изменяется
имя прил-ое?
- С какой частью
речи чаще всего связано имя прилагательное?
- Приведите
примеры прил-ых женского рода?
- Назовите
окончания прилагательных в родительном падеже?
2
группа:
- Что обозначает
имя прил-ое как часть речи?
- Каким членом
предложения обычно бывает?
– Приведите примеры прил-ых мужского рода?
-
Как подчеркивается прил-ое в предложении?
-
Назовите окончание прилагательных в творительном падеже?
Имя
прилагательное – вечный спутник имени существительного. Человеческий мозг
стремится не только назвать предмет, но и оценить его : какой он?
Как определить род, число и падеж
прилагательного? (определить род, число и падеж существительного, с которым
связано имя прилагательное; как ниточка за иголочкой, так прилагательное за
существительным).
6..
Назовите одним словом. Коллективная работа. (отвечают все с любой группы)
–
синий, красный, белый . Что это? (цвет)
–
большой, маленький, огромный (размер)
–
круглый, прямоугольный, продолговатый (форма)
–
лёгкий, тяжелый, невесомый (масса)
–
умный, трудолюбивый, аккуратный (качество)
–
В какую группу можно обобщить эти слова? (признаки предметов)
7.
Фонетический разбор: медведь, заяц -
у доски. Угадайте загадки.
1 группа:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы - другого цвета. (Заяц.)
2 группа:
Хозяин лесной просыпается
весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
- Взаимопроверка – группа
проверяет работу у доски.
-Каждая группа подбирают имена прилагательные к своим словам.
У кого больше?
Физминутка.
8. Работа на карточках
"Найди пару". Работа в тетради.
Например: солнечный день
Прозрачный , голоса, воздух,
голубое, зелёная, небо, весенние , птичьи, цветы, трава.
Проверяем: прозрачный воздух,
птичьи голоса, голубое небо, зелёная трава, весенние цветы,.
-Проверка
9. Поработаем в группах.
Согласуйте существительное и
прилагательное в нужном падеже и указать падеж.
Задание для 1 группы
В ( тёмное) небе, за (густой)
лесом, после (летний) отдыха, (холодный) ветром, по (густой) лесу, по
(домашний) телефону, к (добрая) маме, о (весёлое) лете,
Задание для 2 группы
К (спокойное) морю, за
(стройный) тополем ,после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, (весёлые)
товарищами, в (новая) школе, над (цветочная) поляной, люблю (тёплый) море.
10.Учитель диктует имена прилагательные:антонимы
КРИВОЙ,
ДЛИННЫЙ,
ГОРЯЧИЙ,
СЫТЫЙ,
ГРУСТНЫЙ
Учащиеся записывают слова
с противоположным значением:
ПРЯМОЙ,
КОРОТКИЙ,
ХОЛОДНЫЙ,
ГОЛОДНЫЙ,
ВЕСЕЛЫЙ
11.
Группа получает ткст. Кто больше выпишет прилагательных + существительных.
Я проснулся серым утром.
Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.
Странный свет - неяркий и
неподвижный - был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За
ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на
чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей
казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого
воска.
Так началась осень. Для
меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не
было запаха прелой листвы, вода в озёрах
не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше...
(По К. Паустовскому.)
12.Контрольный
тест
1. Что
такое имя прилагательное?
а) Слово.
б) Часть речи.
в) Часть предложения.
2. Имена
прилагательные отвечают на вопросы...
а) какой? какая? какое? Какие?
б) кто? что?
в) что делает? что сделает?
3. Какая
часть речи обозначает признак предмета?
а) Имя существительное.
б) Глагол
в) Имя прилагательное
4. С какой
частью речи связано имя прилагательное?
а) С глаголом.
б) С именем существительным
в) С местоимением
5. Каким
членом предложения бывает имя прилагательное?
а) главным
б) второстепенным
6. Укажите
имена прилагательные
1) замечаешь
2) оранжевый
3) насекомое
4) рукоятка
5) великий
Проверка на доске:
1) 6
2) а
3) в
4) 6
5) 6
6) 2, 5,
VI .Итог урока
- Вспомните начало урока. На какой
вопрос мы должны были найти ответ? Помог ли наш урок ответить на этот вопрос?
-
Рефлексия
1. Не понял.
2. Понял все.
3. Понял все и могу рассказать.
4. Понял все и могу научить.
- Какой урок у нас получился? Интересный урок, поучительный урок
Дом.задание: просклонять
словосочетание.